С 1 января 2025 года в России прошла индексация утилизационного сбора, который будет повышаться на 10–20% ежегодно до 2030 года . Это решение оказывает значительное влияние на стоимость автомобилей и динамику российского авторынка.
Что такое утилизационный сбор?
Утильсбор — это специальный сбор, предназначенный для оплаты затрат на утилизацию автомобиля после окончания срока его эксплуатации . Он подразделяется на коммерческий и льготный, причём первый платится при ввозе автомобиля для перепродажи, а второй — для личного пользования.
Как рассчитывается утилизационный сбор?
Сумма утилизационного сбора рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для определённой категории транспортного средства . Базовые ставки утильсбора составляют:
- 20 000 рублей — для легковых автомобилей;
- 150 000 рублей — для грузовиков, автобусов, прицепов и полуприцепов;
- 172 500 рублей — для спецтехники.
-
Коэффициенты зависят от возраста автомобиля, типа таможенного оформления, объёма двигателя и категории транспортного средства .
Влияние повышения утильсбора на цены автомобилей
Повышение утильсбора приведёт к росту цен на автомобили, как произведённые в России, так и ввезённые из-за рубежа . Дилеры заложат в цену не только увеличение утильсбора, но и логистические расходы, которые составляют 10–20% от затрат на доставку автомобиля в Россию .
Ожидается, что цены на автомобили возрастут в среднем на 10–20%. Наибольшее подорожание коснётся легковых автомобилей с объёмом двигателя до 2 литров — их стоимость может вырасти на 300–400 тысяч рублей . Отечественные автомобили могут подорожать на 100–200 тысяч рублей, даже несмотря на возможную компенсацию утилизационного сбора для российских производителей .
Премиальные и импортные модели автомобилей также станут дороже из-за применения повышенного утильсбора для параллельного импорта .
Изменения на рынке автомобилей
На фоне предстоящих нововведений на крупнейших пограничных переходах с Китаем уже образовались многокилометровые пробки: компании пытаются массово ввезти в Россию автомобили и спецтехнику по старым ценам до 1 октября 2024 года . Из-за повышения утильсбора и проблем с трансграничными платежами машины могут подорожать на 10–20% .
Самый заметный рост цен ожидается в классе бюджетных автомобилей, так как они наиболее популярны среди российских потребителей . На рынке может наблюдаться временное замедление продаж, так как производители и дилеры будут повышать цены постепенно, чтобы не отпугнуть покупателей .
Заключение
Повышение утилизационного сбора в 2025 году окажет значительное влияние на рынок автомобилей в России. Ожидается рост цен на новые и подержанные автомобили, а также изменения в потребительских предпочтениях. Покупателям стоит внимательно следить за развитием ситуации, чтобы принимать взвешенные решения при покупке автомобиля.