Кондиционер автомобиля — это климатическая система, предназначенная для охлаждения воздуха в салоне. Она состоит из замкнутой системы, в которой циркулирует хладагент. Несмотря на технологическое совершенство и простоту конструкции, кондиционеры могут ломаться. Рассмотрим наиболее распространённые неисправности.
Неисправность компрессора. Основные симптомы: ощутимый шум компрессора, масляные потёки на поверхности компрессора, разгерметизация и утечка хладагента из-за трещин на корпусе, изношенной прокладки или поломки магистрали. Также возможно ослабление натяжения приводного ремня, износ сальника вала, попадание грязи в систему или нарушение электрических цепей.
Неисправность конденсора. Функция конденсора — охлаждение хладагента, который затем охлаждает воздух, поступающий в автомобиль. Если конденсор сильно загрязнён, охлаждение будет недостаточным, и климат-контроль начнёт произвольно отключаться. Необходимо срочно очистить радиатор кондиционера, так как перегрев повышает давление в системе.
Неисправность испарителя. Снижение эффективности работы агрегата, непонятная вода в салоне и неприятный запах могут указывать на проблему с испарителем. Причины — коррозия из-за загрязнения и закупорка трубки слива влаги.
Неисправность ресивера-осушителя. Фильтр-осушитель удаляет влагу из системы и очищает хладагент от продуктов износа компрессора. Неисправность может возникнуть из-за неправильной технологии заправки кондиционера или сильного загрязнения системы. Симптомы — обмерзание шлангов, самопроизвольное выключение агрегата.
Неисправность терморегулирующего вентиля (ТРВ). Расширительный клапан контролирует подачу хладагента в зависимости от его температуры и давления в системе. Нестабильная работа ТРВ может быть связана с механическим повреждением клапана, неправильной регулировкой, загрязнением системы или наличием воды или воздуха в системе.
Неисправность вентилятора. Вентилятор конденсера служит для дополнительного охлаждения хладагента и устанавливается не на всех типах кондиционеров. Возможные причины поломки — высокий шум от работы или отсутствие вращения из-за изношенного подшипника, нарушения электрических цепей или механических повреждений.
Неисправность датчика давления. Датчик выключает систему при критических показателях давления хладагента. Неисправность может быть связана с электроникой или механическими проблемами, такими как загрязнение.
Для обеспечения долгой и стабильной работы кондиционера рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:
- включать климат-контроль на режим охлаждения один-два раза в неделю на 10–15 минут в холодное время года для смазки уплотнения вала компрессора, прокладок и колец;
- включать кондиционер только после полного прогрева салона зимой, чтобы датчики кондиционера и вся система работали корректно;
- промывать и продувать конденсатор кондиционера при мойке автомобиля, но аккуратно, чтобы не погнуть тонкие рёбра его ячеек;
- заправлять хладагент в специализированном автосервисе с квалифицированными специалистами и необходимым оборудованием, соблюдая технологию заправки и используя качественный фреон.