В мире существует огромное количество машин, но все они строятся из основных механизмов, узлов и агрегатов. К основным узлам относятся:
— двигатель (мотор);
— трансмиссия (коробка);
— системы управления;
— подвеска;
— кузов.
Двигатель (мотор) – это источник механической энергии, он нужен для движения машины. Путем преобразования топлива двигатель вырабатывает механическую энергию.
Существует несколько видов двигателей и энергии:
— двигатели на сгорающем топливе (Поршневой двигатель внутреннего сгорания, газовая турбина, паровой двигатель, роторно-поршневой двигатель, двигатель внешнего сгорания);
— электродвигатели, используют электроэнергию;
— двигатели на энергии предварительно сжатого воздуха;
— маховичные двигатели, работают на энергии предварительно раскрученного маховика.
Самым популярным считается поршневой двигатель внутреннего сгорания, для него используют жидкое топливо нефтяного происхождения – это бензин, дизельное топливо или газ.
Движителем автомобиля является колесо, оно обеспечивает связь авто с поверхностью.
Трансмиссия передает энергию от двигателя к движителю. Виды трансмиссии:
— механическая;
— электрическая;
— гидрообъемная;
— комбинированная (электромеханические и гидромеханические).
Механическая трансмиссия
Самые популярные трансмиссии - механическая и гидромеханическая. В состав механической трансмиссии входит: сцепление (фрикционная муфта), преобразователь крутящего момента, главная передача, дифференциал.
Сцепление состоит из муфты, дающей возможность разъединить и соединить двигатель с механизмами трансмиссии.
Преобразователь крутящего момента это механизм, позволяющий изменять крутящий момент двигателя и направление вращения валов трансмиссии, такая необходимость нужна для заднего хода. Ступенчатый механизм называют коробкой передач, а бесступенчатый — вариатор.
Дифференциал нужен для распределения крутящего момента между ведущими колесами, он позволяет им вращаться с разными скоростями, например по неровной дороге или в движении на поворотах.
Карданные передачи – это валы с шарнирами, которые связывают агрегаты трансмиссии и колес. С помощью них передается крутящий момент между определенными механизмами. Количество передач зависит от системы трансмиссии.
В гидромеханической трансмиссии вместо сцепления ставят гидродинамическое устройство, оно выполняет функцию сцепления и функцию бесступенчатого вариатора. Такое устройство обычно устанавливают вместе с механической коробкой передач.
Электрические трансмиссии состоят из: генератора, системы электроуправления и электромоторов на колесах. Ставят такие трансмиссии, например на тяжелые карьерные самосвалы, на внедорожные автомобили.
Силовым агрегатом называют жесткое соединение движка, сцепления и коробки передач.
В современном мире на автомобиле может быть установлено несколько двигателей, например двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель, они кстати будут связаны одной трансмиссией. Такую систему называют гибридной.
Устройство управления авто состоит:
— рулевого управления;
— тормозной системы;
— управление остальными системами автомобиля: температурой в салоне, стеклоподъемниками, обогревом и т. д.
Рулевое управление задает направления автомобиля, за счет поворота колес.
Тормозная система нужна для снижения скорости авто, полной его остановки и удержания на месте.
Кузов автомобиля нужен для установки всех узлов и агрегатов на автомобиль. Подвеска авто нужна для плавности езды по неровной дороге, уменьшения нагрузки и связи колес с несущей системой.
Кабина необходима для размещения людей: водителя, пассажиров, а так же для перевозки груза. Как было отмечено выше, в ряде случаев кузов совмещает функции несущей системы (несущий кузов).