Будущее грузового автомобилестроения – за крупными объединениями. Справиться в одиночку с многочисленными и разнообразными требованиями нашего непростого времени с его финансовыми кризисами и стагнациями, необходимостью крупных инвестиций, наличия кадров высокой квалификации и прочими вызовами не представляется возможным даже для таких авторитетных компаний, десятилетиями занимающих ведущие позиции на мировом автомобильном рынке, как КамАЗ.
Буквально три недели назад – в середине февраля 2020 года руководители завода в Набережных Челнах и менее известной, но уже успевшей занять свое прочное место на отечественном рынке компании SOLLERS провели предварительное обсуждение возможности создания альянса.
Немного истории
КамАЗ – легенда советского и российского автомобилестроения, завод, строительство которого в свое время было всенародной стройкой, в особом представлении не нуждается. Напомним лишь, что даже пройдя через все передряги, последовавшие за три последних десятилетия, Камаз сегодня входит в авангард производителей тяжелых грузовиков в мире, занимая двадцатое место! Сегодня промышленное объединение КамАЗ включает в себя более сотни партнеров как в нашей стране, так и за ее пределами, включая также дальнее зарубежье в лице крупнейшего немецкого бренда Daimler Trucks AG, владеющего 15% акций завода. Общая численность работников, имеющих честь называть себя камазовцами, составляет почти 35 тысяч человек.
В отличие от КамАЗа, у холдинга Соллерс не такая богатая история, год основании компании – 2002-ий, а вплоть до 2008 года она фигурировала на рынке под названием «Северсталь-авто». В наше время на производственных площадках SOLLERS проводится выпуск российских внедорожников УАЗ, японских Isuzu из серии Elf, корейских Ssang Yong, а еще и бензиновых, и дизельных двигателей ЗМЗ – такой вот конгломерат из героического прошлого и не менее славного настоящего! Девять лет назад на базе Соллерс возникло совместное предприятие с другой легендой мирового автомобилестроения – Ford-ом, а еще через год компания начала сотрудничество с японскими автомобилестроителями, организовав СП MAZDA SOLLERS: в столице Приморья начали выпускаться автомобили моделей CX5 и 6 этого бренда. Сегодня общая совместная с партнерами производственная мощность компании в городах Елабуга, Ульяновск и других составляет более 500 тысяч автомашин в год.
Совместный прорыв в будущее
На февральской встрече было принято принципиальное решение о создании альянса. Источники, близкие к сторонам, уверяют, что уже до окончания текущего года все спорные вопросы, связанные со схемами партнерства, будут улажены. А буквально в эти дни проходит первая стадия переговоров, на которой предполагается сформировать совместные инвестиционные начинания в сфере проектирования, современных методов продаж и изучения перспективных сегментов рынка.
При этом каждая из сторон имеет также свои локальные интересы. Так, на КамАЗе решили несколько сдвинуть акценты производства в сторону легких коммерческих автомобилей, опытом выпуска которых обладает новый партнер – те же УАЗ Профи, Ford Transit и другие, а Соллерс интересует богатейший маркетинговый опыт, высокая квалификация персонала будущего партнера и производственные мощности.
Стороны не исключают также участия в дальнейшем и других ведущих российских групп – впрочем, это еще только планы. Другой вопрос, который обсуждают партнеры сегодня, касается совместных закупок. Но самый главный вопрос все же организационный: как именно будет выглядеть структура совместного проекта? При этом и В КамАЗе, и в Соллерс не исключают, что компании просто объединятся! Нам же с вами остается лишь дождаться декабря 2020 года, когда, по прогнозам, будет принято окончательное решение по объединению и укрупнению активов. Пока отметим, что через два дня после первого сообщения о возможности слияния брендов, акции этих компаний значительно подскочили в стоимости: по сообщению некоторых российских специализированных площадок, на Московской бирже ценные бумаги КамАЗа «взлетели» на 13,6%, а Sollers «подрос» на целых 5,4%!